«Мы вместе 13 лет и совершенно не надоели друг другу»

IMG 8463В Алтайском крае завершила работу региональная методическая школа для педагогов, реализующих ФГОС дошкольного образования. Об особенностях методической школы рассказала научный руководитель проекта «Разработка и реализация эффективных инновационных педагогических технологий для повышения качества дошкольного образования», доцент кафедры дошкольного образования НМЦ развития дошкольного и начального образования КГБОУ АКИПКРО, к.п.н. Ольга Романовна Меремьянина.
Как зародилась идея школы педагогов дошкольного образования?
Профессиональное сетевое сообщество «Я - человек», объединившее одиннадцать дошкольных образовательных организаций разного вида, существует на протяжении 13 лет, но с 2012 года по результатам представления в экспертно-аналитический центр  Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования коллективного проекта «Разработка и апробация инновационных педагогических технологий в повышении качества дошкольного образования» получило официальный статус региональной площадки, уже в то время представляя собой устойчивую модель эффективного профессионального общения, организации и проведения стажерских практик, обеспечения образовательным содержанием практики дошкольного образования. Региональная творческая группа «Я-человек» имеет устойчивые многолетние традиции в проведении однодневных методических сессий, организуемых ДОУ с приглашением педагогов образовательных учреждений края, ежегодных итоговых педагогических советов. С каждым годом работа сетевого сообщества становилась более масштабной, и методическая  школа педагогов при поддержке Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края и кафедры дошкольного образования АКИПКРО проходит уже на протяжении четырех лет как один из  способов реализации, систематизации и  координации этой работы.  Все эти годы мы не просто тесно сотрудничаем, мы стали профессиональной семьей, живущей общими интересами, проблемами, начинаниями. Мы вместе 13 лет, и совершенно не надоели друг другу.
Какие проекты школы педагогов показались Вам наиболее интересными?
Интереснейший проект – событийное планирование деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС, подготовленный старшим воспитателем негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №182 ОАО «РЖД» Натальей Борисовной Шулеповой. Многие педагоги привыкли приурочивать деятельность детей к праздникам социального календаря. Такой подход наряду с некоторыми преимуществами имеет негативную сторону: дети осуществляют познавательную деятельность не в проживании, а в ожидании значимых событий, и нередко встречают праздники в состоянии эмоционального пресыщения или, напротив, истощения. Событийное планирование позволяет «насытить»  познавательную активность детей и подчеркнуть ценность каждого дня в проживании «культурных» событий детского сада или отдельной группы. Так, в детском саду №182 ОАО "РЖД" в феврале традиционно проходит неделя здоровья, и в  2014 году она очень органично вписалась в международное олимпийское движение; апрель объявлен неделей книги, в рамках которой осуществляется познавательно-игровая деятельность с детьми раннего возраста «Наши первые книжки», игры-инсценировки по сказкам с детьми средней группы и многое другое; в ноябре дети знакомятся с «биографией» и «родиной» Деда Мороза, поздравляют его с днем рождения; август посвящен изучению истории и традиций железной дороги. Событийное планирование адекватно отражает ход реализации образовательного процесса «здесь и сейчас», осуществляется с целью постоянно поддерживать природную любознательность ребенка, стимулировать наблюдательность, внимание, развивать эрудицию и общую культуру малышей в ходе ежедневной не акцентированной деятельности.
Могут ли  педагоги, не имеющие возможности участвовать в работе методической школы, познакомиться с результатами методической работы ведущих педагогов края по внедрению ФГОС?
Есть уже состоявшиеся проекты, которые нашли отражение в методических пособиях. При реализации локальных тематических проектов нами обобщен, обработан методический материал педагогических коллективов негосударственного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад №182» ОАО “РЖД” (заведующий О.В.Кириченко, старший воспитатель Н.Б.Шулепова)…
… Результатом этой работы стали методические рекомендации «Детская художественная литература в образовательной практике современного ДОУ», «Образовательная деятельность с детьми на прогулке: прогулочные карты» и методические пособия «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия», «Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет: прогулочные карты». В  декабре 2013 г.  завершилась работа федеральной стажировочной площадки АКИПКРО, в которой принимал участие педагогический коллектив МБДОУ №163 «Березонька» Ленинского района г. Барнаула  (заведующий М.Н.Русских). Результатом участия в ФСП стало пособие «Дошкольная образовательная организация как центр консалтингового сопровождения родителей, имеющих детей инвалидов».
В чем сильные стороны участников профессионального сетевого сообщества как специалистов?
Коллективы педагогов, организующих методическую школу, отличает практико-теоретическая фундаментальность. В их работе чувствуется система во всем – от серьезных  конкурсных  проектов  до, казалось бы, незначительных визуальных штрихов: например, повязывание галстука особым узлом для каждого педагога в детском саду «Пчелка» подчеркивает  приоритет личностного и творческого начала в педагогической практике, а также установку на индивидуальный подход к детям. Эти люди едины по духу, по сути. Они настолько втянулись в процесс саморазвития, что их уже невозможно остановить. Участники профессионального сетевого сообщества становятся педагогами-универсалами, владеющими навыками как индивидуальной, так и командной работы, а также колоссальными организаторскими ресурсами. Это люди, верные своей профессии. Надежность, отлаженность взаимодействия, смелость, необходимая для  внедрения  новых образовательных проектов  и нестандартных методик -  неоценимые качества наших специалистов.
 
Как Вы оцениваете результаты работы школы педагогов?
В этом году я впервые увидела столь масштабную в методическом и творческом отношении деятельность. Я поразилась тому, как выросли в профессиональном отношении педагоги не только в плане ярких и впечатляющих идей и проектов, но, главным образом, в систематической, последовательной, продуманной и адекватной возрасту, физическому и психологическому состоянию детей  работе.  Они не стремятся выставить напоказ лишь самые удачные наработки, устроить «шоу», продемонстрировать  праздничную сторону жизни ДОУ. Напротив, сильной стороной методической школы этого года стали неотрепетированные занятия, с элементами импровизации и творчества. Именно на таких занятиях и педагоги, и дети раскрываются как личности. Именно в такой работе обнаруживается профессиональное мастерство. Педагоги не боятся спонтанных проявлений детей, они виртуозно владеют искусством взаимодействия с ними – идут за детьми, а не влекут их за собой, очень деликатно направляют и регулируют деятельность, формируют у детей чувство благополучия и доверия к миру. Подлинный педагог раскрывается в  экспромтах. Важно отметить, что на региональную школу педагогов съехались со всего края не только  «студенты», но и эксперты-практики, а практиков невозможно обмануть постановочными эффектами. Поэтому самым ценным результатом работы школы педагогов стала возможность   участников  увидеть будни  воспитателя, которые, как показали детские эмоции, оказались отнюдь не серыми, а, напротив, светлыми, теплыми, наполненными позитивной энергией творчества.
Какие личные качества Вы считаете самыми ценными в работе педагога дошкольного образования?
IMG 9175Нельзя приносить себя в жертву профессии. Воспитатель должен быть здоровым, счастливым,  любящим человеком – только в этом случае он сможет искренне дарить душевное тепло, чувство защищенности и взаимного доверия детям. Если мы дадим себе возможность быть внутренне свободными, раскрепощенными, открытыми, свободными будут и наши дети. Очень важно доверять детям, не нужно выполнять за них те действия, с которыми они неидеально справляются, неправильно  добиваться от них высокого исполнительского уровня. Научи и отпусти – такой должна быть установка педагога, видящего в ребенке личность. Профессиональным эталоном  для многих участников школы стала музыкальный руководитель  детского сада №182 ОАО "РЖД" Ольга Филипповна Атучина, которая, в лучших театральных традициях,  вышла на сцену только по  окончании музыкально-театрализованного представления с участием детей от 3 до 7 лет! Секрет успеха Ольги Филипповны в принципиальном отказе от регулярных репетиций,  прогонов, заучивания слов. Постановка детского спектакля спланирована и организована таким образом, что сценические таланты детей раскрываются в игровой деятельности, которая кажется им очень привлекательной, занимательной и осуществляется с радостью и отдачей. Как следствие,  полное отсутствие волнения и напряжения у актеров доставляет бесконечное удовольствие зрителям, дарит ощущение взаимного доверия детей и взрослых и абсолютной эмоциональной гармонии. На рефлексии Ольга Филипповна сделала ироничное признание, что коллектив и атмосфера детского сада способствует развитию даже тех талантов, которых у тебя нет. Именно такой профессиональный настрой и стремление создать те же условия для раскрытия способностей и личностных качеств детей – самый человечный, самый искренний и самый серьезный в работе педагога дошкольного образования.
 
Источник: http://www.akipkro.ru/allnews/akipkronews/5728-20140410-2.html