cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 18 3 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
«Детский сад № 18 3 ОАО «РЖД»
протокол № 1 от 31.08.2022 г.
УТВЕРЖД АЮ
зам. зав. по УВР
«Детский сад № 18 3 ОАО «РЖД»
приказ № 122/1 -ОП от 31.08.2022 г.
______________ Н.Г.Воронина



Рабочая программа
педагога -психолога
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 183 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»








Срок реализации программы
20 22 – 20 23 учебный год


Разработчики:
ст. воспитатель Прозорова И.В.,
педагог -психолог Антоненко Н.С.





г. Барнаул, 20 22 г.

Страница 2

2

Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка ..........................................................................................................3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы ……………………………………………….…4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы ………………………………… ...6
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики ……………… ...7
1.2 Планируемые результаты …………………………………………………………………11
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого -педагогического сопровождения образовательных областей ..14
2.2 Содержание деятельнос ти педагога -психолога ……………… …………………………1 6
2.3 Основные направления деятельности педагога -психолога ………………………… ….. 16
III. Организационный раздел
3.1 Оснащение кабинета педагога -психолога …………………………………………… ….. 19
3.2 Условия и материально -техническое обеспечение программы ……………………… ...19
3.3 Циклограмма деятельности педагога -психолога ……………………………………… ...20
3.4 Формы учета деятельности педагога -психолога ……………………………………… ...21
3.5 Перспективный план работы педагога -психолога на год ………………………………2 1
IV . Дополн ительный раздел программы
4.1 Краткая презентация программы …………………………………………………………2 4
4.2 Лист внесения изменений и дополнений …………………………………………………2 5










Страница 3

3

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Деятельность педагога -психолога в дошкольном образовательном учреждении
нацелена на создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка,
обеспечение его эмоционального благополучия и помощи в реализации индивидуального
пути развития.
Насто ящая рабочая программа базируется на основной образовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, а также Программе психолого -педагогических занятий для
дошкольников «Цвет ик -семицветик» от 5 до 7 лет под редакцией Н. Ю. Куражевой.
Рабочая программа педагога -психолога частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 183 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» - является нормативным доку ментом, определяющим содержание и организацию
деятельности в группах
- общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет;
- компенсирующей направленности для детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи).
Программа включает в себя о рганизацию психологического сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям: социально -коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие,
физическое развитие и обеспечивает единство воспитатель ных, развивающих и обучающих
целей и задач образовательного процесса.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Зако н №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
• «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и мол одежи» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648 -20»);
• «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к об еспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.368 5-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»);
• Лицензия на образовательную деятельность;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №183
открытог о акционерного общества «Российские железные дороги».

Страница 4

4

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога -
психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и по ддержание деятельности в ДОУ
в работе с детьми от 5 до7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Объектом профессиональной деятельности педагога -психолога выступают
феномены внутренней жизни несовершеннолетних в возрасте от 5 до 7 лет, а предметом –
пс ихическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в
соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Психологическое
сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач,
как позитивная социализация ребе нка, его всестороннее личностное, морально -
нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Для решения этих задач важны положительный эмоциональный фон, позитивное
отношение к миру и другим людям. Именно на создание т акого «фона» и направлена
деятельность педагога -психолога.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
Педагог -психолог ДОУ осуществляет свою деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни
психическ ого развития.
Цель программы – сохранение и укрепление психического здоровья детей
посредством создания психологических условий для развития и формирования
интегративных качеств дошкольников (интеллектуальных, личностных, коммуникативных
и др. качеств) в п роцессе освоения ими образовательных областей и достижения ими
личностных образовательных результатов.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах :
1. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей в ходе
психодиагностического обследования.
2. Предупреждение возникновения и преодоление возможных проблем в развитии
несовершеннолетних. Оказание психолого -педагогической помощи детям, испытывающим
трудности в развитии и обучении.
3. Содействие несовершеннолетним в решении актуальных задач развития,
обучения и социализации.
4. Повышение психолого -педагогической компетенции родителей воспитанников и
педагогов. Осуществление психолого -педагогического просвещения среди родителей и
педагогов по вопросам развития и воспитания детей, сохранения их п сихологического
здоровья.
5. Развитие и коррекция эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфер
несовершеннолетних. Содействие устранению или ослаблению недостатков в
эмоционально -личностной и поведенческой сфере дошкольников, имеющих проблемы в
данных сфер ах.
6. Содействие несовершеннолетним в подготовке к обучению в школе.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от
возраста детей, уровня их развития.
Цель в соответствии с Программ ой психолого -педагогических занятий для
дошкольник ов - «Цветик -семицветик» / под ред. Н. Ю. Куражевой. – СПб.; М.: Речь,
2019.

Страница 5

5

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения;
- развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- развитие личностной сферы – формирован ие адекватной самооценки, повышение
уверенности в себе.
- развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
нагляднодейственного, наглядно -образного, словесно -логического, творческого и
критического мышления.
- формирование позитивной мотив ации к обучению.
- развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Задачи психологического курса для детей 5 -6 лет:
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических
процессов у детей во в сех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех
видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную
деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков
сотрудничества.

Задачи психологического курса для детей 6 - 7 лет:
1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у
детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мы шления во всех
видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность
детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Способс твовать развитию полоролевой идентификации.
8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию
структуры деятельности
9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
10. Способствовать формированию учебно -познавательного мотива.



Страница 6

6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
В качестве основных принципов к формированию программы можно выделить
следующие:
1. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как систе мная деятельность, в основе
которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения
в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных
компонентов. Диагностическая и коррекционно -развивающая деятельность при
этом тесно связаны друг с другом.
2. Принцип гуманистичности предполагает отбор и использование гуманных,
личностно -ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов
психологического в озде йствия. При этом н еобходимо создавать условия для
поддержани я у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
3. Принцип конфиденциальности предполагает, что и нформация, полученная
психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или
случайному разглашению, а в ситуации необходимос ти передачи ее третьим лицам
должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против
интересов ребенка.
4. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов д ошкольного детства,
амплификация детского развития , предполагающий максимальное обогащение
личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных
видов деятельности, а также общения де тей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования
созда ют психо лого -педагогические основания для личностно -ориентированного
взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе .
5. Принцип индивидуального подхода и адекватности возрасту (соответствие
возрастным и психолого -физиологическим особенностям ребенка), учет
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагает использование
содержания, форм, способов сопровождения, соответствующих индивидуальным
возможностям ребенка, темпам его развития, а также безоговорочное признание его
уникальности и ценнос ти.
6. Принцип благополучия ребенка предполагает передачу приоритета интересам
ребенка, благодаря чему обеспечивается защита его прав при учете позиций других
участников образовательного процесса. Психолог придерживается
доброжелательного и безоценочного отно шения к каждому ребенку .
7. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить
проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать
способности для становления способности ребенка к саморазвитию .
Уровни психолого -педагогического сопровождения:
- индивидуальный,
- групповой.
Формы психолого -педагогического сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;

Страница 7

7

- коррекционно -развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Основные подходы к формированию прог раммы:
1. Рефлексивно -деятельностный подход. С точки зрения данного подхода развитие
психических функций осуществляется через использование различных видов
деятельности, свойственных данному возрасту, в дошкольном возрасте одним из
основных видов деятельности является игра.
2. Личностно -ориентированный подход (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили ). Согласно
этому подходу, выбор и построение материала должны осуществляться исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребно сти и
потенциальные возможности.
3. Культурно -исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Опираясь на этот
подход, важно учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, а также тот
факт, что высшие психические функции составляющие высший уровень психики,
обобщенно на зываемый сознанием, формируются в ходе социальных
взаимодействий.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (6 –
7 лет) и особенностей развития детей с таршего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) .
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного формирования психики на основе
предпосылок, сложившихся в раннем детстве. По всем линиям психического развития
возникают новообразования различной степени выраженности, которые характеризуются
новыми свойствами и структурными особенностями. Происходит это, в первую очередь,
благодаря речи и общению со взрослыми и сверстниками, а также различным формам
познания и включению в различные виды деятельности. Одновременно происходит
дальнейшее развитие и социализация р ебенка, в наибольшей степени выраженные на
психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике.
Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые
свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным усло виям и требованиям
жизни. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее
различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному —
периоду развития.
Основными участниками реализации Программы являются: дети с 6 до 7 лет и дети
5 – 7 лет с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи) , родители (законные
представители), педагоги.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Возраст от 5 до 6 лет.
Возраст 5 - 6 лет - это период «первого вытяжени я», когда за год ребенок может
вырасти на 7 -10 см. В течение шестого года у детей быстро увеличивается длина
конечностей, ширина таза и плеч у детей обоих полов. Сращение частей решетчатой кости
черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчив аются, однако рост

Страница 8

8

головного мозга может продолжаться. Скелетная мускулатура характеризуется слабым
развитием сухожилий, фасций и связок. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные
мышцы туловища и конечностей, но по -прежнему слабы мелкие мышцы, особен но кистей
рук. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно
зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других
рефлексов, а также от массы тела и площади опоры.
Развитие высшей нервной деятельност и характеризуется ускоренным
формированием ряда морфо -физиологических признаков. Бурно развиваются лобные доли
мозга. Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых
осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий:
обобщения, осознания последовательности событий и причинно -следственных отношений.
У ребенка 5 -6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных
процессов в разных анализаторных системах. На шестом году жизни ребенка
совершенствуются осно вные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В
данный период несколько легче формируются все виды условного торможения. Все это
способствует соблюдение ребенком правил поведения. Однако задания, основанные на
торможении, следует разумно дозиро вать, так как выработка тормозных реакций
сопровождается изменением частоты сердечных сокращений и дыхания, что
свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. У детей данного возраста
динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек,
формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о
недостаточной подвижности нервных процессов.
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка
появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических
процессов – внимания, памяти, восприятия и пр. – и вытекающая отсюда способность
управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе. Появление
произвольности – решающее изменение в деятельност и ребенка: теперь целью
деятельности становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а
овладение собственным поведением.
Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я, начинают
появляться представления не только о том, како й он есть, но и о том, каким он хотел бы
быть. То есть начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах
и особенностях. Появление Я -потенциального (идеального) является психологической
предпосылкой становления учебной мотивации. Ведь учиться ребенка побуждает вовсе не
интерес к изучаемым наукам, а желание видеть себя «умным», «знающим»…
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками.
Начиная с этого возраста, сверстники приобретают для ребенка действительно сер ьезное
значение. Дети этого возраста начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому
неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией,
демонстрацией своих знаний. К этому возрасту у ребенка достаточно развита речь для
осущес твления этих целей, а также накоплен багаж знаний об окружающей
действительности. Все это приводит с одной стороны к изменению взаимоотношений со
сверстниками в эмоциональной жизни ребенка, а с другой стороны к появлению интереса к
личности других детей. К ак следствие появляется разделение детей на более и менее
популярных.
Дети этого возраста могут распределять роли до начала и гры и строить своё
поведение, придерживаясь роли. При этом речь детей в игре соответствует взятой на себя
роли. Речь же , сопровожд ающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Страница 9

9

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в
различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. До 90% детей способны
ставить цель в игре.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка
познавательной, а не игровой и у него появляется желание показать свои умения.
Продолжает совершенствоваться восприя тие цвета, формы, величины, ребенок различает
цветовые оттенки; воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд – по
возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Возрастает устойчивость
внимания, развивается способность к его распределению и переключению. Начинается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Дети могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в тече ние 20 -25 мин вместе с взрослым. Начинает
формироваться произвольная память. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приемы и средства. Воображение же будет активно развиваться
лишь при условии проведения специальной работы по его ак тивизации. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в
игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается е е замысел и сюжет.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Пр одолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического
мышления. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются
рас пределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования
образца; усвоением об общённых способов изображения предметов одинаковой формы. Это
возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображённого человека.

Возраст от 6 до 7 лет.
Седьмой год жизни является продолжением важного периода становления новых
психических образований, начавшихся в 5 лет. В это время идет активный процесс
созревания организма. Области мозга сформированы практически как у взрослого.
Продолжаются процес сы окостенения, идет развитие как крупной, так и мелкой
мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики, а
тренировка пальцев рук является важным звеном для развития интеллекта и речи ребенка,
а также подготовки к письму.
Изменения в сознании детей характеризуются появлением внутреннего плана
действий, то есть способностью выполнять какие -то действия в уме, а не только в
наглядном плане. Продолжают меняться представления ребенка о себе, появляется
рефлексия, закладывается б азис для дальнейшего морального развития. Появляется
тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов. Восприятие продолжает раз виваться, однако
у детей могут возникать ошибки в случаях, когда одновременно нужно учитывать
несколько разных признаков. Увеличивается устойчивость и объем внимания, появляются
элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в тех случаях, к огда
ребенок самостоятельно ставит для себя цель запомнить что -то, а потом вспомнить,

Страница 10

10

впоследствии ребенок способен усиливать свою память с помощью различных приемов
(классификации, группировки). Ведущим является наглядно -образное мышление, но к
концу дошк ольного возраста начинает формироваться словесно -логическое. Данный
возраст характеризуется активизацией воображения, сначала воссоздающего, а затем и
творческого.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать
исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия
между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более
детализированным и пропорциональным. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу
дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Особенности развития старших дошкольников с общим недоразвитие речи
Важно понимать, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой
системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизменно влечет за
собой вторичные отклонения такие как: ограниченность сенсорных, временных и
пространственных представлений, недостат ок памяти, недостаточную концентрацию и
целенаправленность внимания, снижение уровня обобщений, недостаточное умение
строить умозаключения, устанавливать причинно -следственные связи. Все это, наряду с
недостаточным уровнем коммуникативных навыков может при вести к трудностям в
общении, а также чувству отверженности. Вот почему п ри включении ребенка с любыми
речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной
организации обязательным условием является организация его систематического,
ад екватного и непрерывного психолого -медико -педагогического сопровождения.
Речь ребенка возникает только при условии достаточного общения ребенка со
взрослыми и сверстниками и зависит от речевой практики, воспитания и обучения.
Фонетико -фонематическое недора звитие речи проявляется в нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха. Общее недоразвитие речи проявляется в
нарушении различных компонентов речи, таких как: звукопроизношение фонематического
слуха, лексико -грамматический строй разной степени выраж енности. При этом уровень
речевого развития ребенка с ОВЗ может варьироваться от полного отсутствия или резкого
ограничения словесных средств общения до наличия развернутой фразовой речи, в которой
наблюдаются лишь остаточные проявления недоразвития всех к омпонентов языковой
системы.
Чаще всего у детей с данным видом нозологии отмечаются две причины нарушений
речи – недостаточное или нарушенное развитие нервной системы и ограничение речевого
общения с ребенком.
В целом, для детей с нарушением речи, харак терны следующие особенности
развития :
- снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания, при этом возможности
смыслового и логического запоминания остаются относительно сохранными;

Страница 11

11

- внимание характеризуется неустойчивостью, произвольность внимания снижена, такие
дети испытывают трудности в планировании своих действий, поиске различных вариантов
решения задач;
- они отстают в развитии наглядно -образного мышления, без специального обучения с
трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения, кл ассификации, затрудняются
при исключении лишнего понятия;
- характерно нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов;
- речь таких детей зависит от тяжести нарушения, однако часто отмечается снижение
потребности в общении;
- характерна р аздражительность, эмоциональная лабильность и нередко острая
эмоциональная реакция в ответ на ситуацию непонимания окружающими речи, часто
сниженная самооценка;
- двигательная сфера развита в пределах нормы.

1.2 Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы.
Целевые ориентиры Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возрас та достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры
дошкольного образования следует рассматривать как социально -нормативн ые возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно -исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе р од занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договари ваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою
позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции
в совместной деятельности;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физически х и
психических особенностей;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь
тем, кто в этом нуждается;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

Страница 12

12

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует ся в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
- реб енок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосыл ки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и с верстникам,
интересуется причинно -следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности;
- открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать
новые знания; положительно относится к обучению в школе;
- проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей
среде;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность,
изобразительную деятельность и т.д.);
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет предс тавление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях;
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоп оложному полу;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
- имеет начальные представления о здо ровом образе жизни. Воспринимает здоровый
образ жизни как ценность.

Планируемые результаты в соответствии с Программой психолого -
педагогических занятий для дошкольников - «Цветик -семицветик» / под ред. Н. Ю.
Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2019.
5 – 6 лет
1. Формируются элементы произвольности психических процессов во всех видах
деятельности .

Страница 13

13

2. Проявляет инициативу и самостоятельность мышления во всех видах
деятельности .
3. Проявляет способность к саморегуляции эмоциональных реакций .
4. Совершенствуются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
6 – 7 лет
1. Проявляет способность к осознанию своих эмоциональных состояний,
настроения, самочувствия.
2. Сформированы умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.
3. Сформирована потребность в проявлении ответственности, настойчивости,
стремлении быть аккуратным, старательным.
4. Способен самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращается за
помощью в ситуациях реальных затруднений.
5. Адекватно реагируе т на эмоциональное состояние других людей, сопереживает.
6. Проявляет инициативу и самостоятельность мышления во всех видах
деятельности.
7. Подчиняет свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и
потребностям, а требованиям со стороны взрослы х и первичным ценностным
представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
8. Проявляет элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять
отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности.
9. Развита внутренняя позиция уч еника.
10. Сформированы учебно -познавательные мотивы.





















II. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого -педагогического сопровождения образовательных
областей

Страница 14

14

Познавательное развитие
Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при
восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно -следственные связи.
Стимулировать вопросы причинно -следственного характера.
Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности;
развернуто отра жать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы;
соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том
числе самостоятельно, для п олучения нового знания, решения проблемы; способность к
мысленному экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез;
способность применять самостояте льно усвоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), поставленны х как взрослым, так и самим ребенком,
творчески их преобразовывать; замечать и пытаться разрешить несоответствия,
противоречия в окружающей действительности; самостоятельно использовать систему
обследовательских действий для выявления свойств и качеств пре дметов в процессе
решения задач.
Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия
поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям
произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивироват ь ее, исходя из
логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия
персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать
сопр ичастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни.
Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский
замысел, осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык
произведения, авторские приемы созда ния образов; уместно употреблять в своей речи
эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы_
Речевое развитие
Развивать навыки диалогического общения.
Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно -сле дственные
связи, формулировать разнообразные вопросы причинно -следственного характера,
осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто
отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в
речи познавательные задачи.
Социально -коммуникативное развитие
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать способность к осознанию своих состояний, настроения, защищенности,
преодоления эмоциональных самочувствия.
Повышать чувство формировать приемы психоэмоционального напряжения.
Развивать чувство собственного достоинства.
Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения
отчужденности.
Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позити вных средств
самовыражения.
Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление
быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в
деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; а декватно
реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.

Страница 15

15

Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и
чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей,
результаты своей деятель ности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества
результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания
и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их
возникновения и приемы преодоления отри цательных переживаний, опираясь на свой
опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно
различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в
тексте, наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания
родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом
деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия
результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями
взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом,
замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической,
так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать
разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий
деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.
Физическое развитие
Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как
знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять
сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое
сочетание.
Развивать двигательное воображение.
Создавать и закреплять целостное психосоматичес кое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Художественно -эстетическое развитие
Формировать умения использовать критерии эмоционально -эстетической оценки
произведений, подробно анализировать произведения, высказывать св ои эмоционально -
эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на
произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; понимать средства
выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; со здавать
оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах
деятельности; развернуто формулировать замысел до начала деятельности,
совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с
замыслом, воплощ ать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески
преобразовывать знакомые способы художественно -творческой деятельности.
Стимулировать потребность в творческом самовыражении.
Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятель ности.
Формировать умения определять жанр музыкального произведения; понимать и
объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа
и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим
рисунком, качеств енно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять
самоконтроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать
настроение, нюансировать музыкальные произведения, импровизировать с использованием
специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей
в коллективных формах музыкальной деятельности.

Страница 16

16

Поощрять стремление совершенствовать свое исполнительство; получать знания в
отношении жанров, средств выразительности, композиторов и исполнит елей; задавать
соответствующие вопросы взрослому.
2.2 Содержание деятельности педагога -психолога
Работа с детьми :
1. Плановая и , в случае необходимости, углубленная психолого -педагогическая
диагностика ( плановая - начало и конец учебного года, углубленна я – по мере
необходимости ) познавательной сферы, эмоционально -волевой сферы ребенка. Для
исследования познавательной сферы детей используется методика Н.Н. Павловой , Л.Г.
Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» . Для исследования эмоциональной сферы
и личностных особенностей детей используются методики: Методика «Несуществующее
животное» , Методика «Дом -дерево -человек» , Графическая методика «Кактус» , Тест
Люшера.
2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для
диагностики г отовности к школе используются методики: Тест Керна -Йерасека, Метод
фронтального изучения детей в предшкольный период Г.Ф.Кумариной
3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно -развивающая работа с детьми по
запросам воспитателей, родителей, администрации.
4. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой,
поведенческой сфер ребенка. Групповые коррекционные занятия осуществляются по
программам: «Цветик -семицветик» 6 -7 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой) Приключения
будущих первоклассн иков: психологические занятия с детьми 6 -7 лет и «Цветик -
семицветик» 5 -6 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой) .
Работа с воспитателями (педагогами):
1. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности посредством
просветительской деятельности (мастер -классы, буклеты, семинары) .
2. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов
диагностики (в течение года).
3. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития дет ей (по
запросам).
Работа с родителями.
1. Индивидуальное консультирование родителей.
2. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско -родительских
взаимоотношений (по запросу) , тренинг детско -родительских отношений .
3. Просветительская работ а среди родителей.
4. Участие в родительских собраниях (в случае необходимости) .
2.3 Основные направления деятельности педагога -психолога
1. Психодиагностика.
Данное направление позволяет получить необходимую информацию об уровне
психического развития детей, выявить их индивидуальные особенности и возможные
причины проблем в развитии и обучении, определить сильные стороны личности и ее
резервные возможности, на которые можно опираться в ходе психокоррекционной работы.

Страница 17

17

Данное направление работы может осуществляться как планово (в начале и в конце
учебного года), так и по запросу (администрации, педагогов, родителей) при наличии
согласия на психологическое вмешател ьство со стороны родителей.
Психодиагностическое обследование рассматривается как важный
подготовительный этап, на основе результатов которого выстраивается вся последующая
деятельность специалиста. Выбор инструментария для проведения психодиагностики
осу ществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной
компетентности и круга решаемых развивающих задач. С целью комплексного
обследования воспитанников ДОУ в начале и в конце учебного года используется э кспресс -
диагностика в детск ом саду: Комплект материалов для педагогов -психологов детских
дошкольных образовательных учреждений Л.Г. Руденко, Н.Н.Павловой.
2. Психопрофилактика.
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей
на всех этапах дошкольного д етства. Психопрофилактика предполагает ответственность за
соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного
психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном
этапе. Также психопрофилактика предпола гает своевременное предупреждение таких
особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям
в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях в
последующем.
Психопрофилактика осуществляется посредств ом просветительской и
консультативной деятельности, осуществления мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки как воспитанников, так и педагогического состава, а также
адаптации воспитанников к условиям новой социальной среды.
3. Коррек ционная и развивающая работа.
Данный вид деятельности направлен на создание условий для раскрытия
потенциальных возможностей ребенка, а также коррекцию отклонений в его психическом
развитии. При этом акцент делается на выработку у них способов саморегуляц ии и
саморазвитии в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать
успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как
следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В ко ррекционной работе педагог -психолог опирается на эталоны психического
развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии.
В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы
развития и создани е таких условий, в котор ых ребенок сможет подняться на оптимальный
для него уровень развития , который может быть, как выше, так и ниже
среднестатистического.
Предусмотрено проведение коррекционных и развивающих занятий с детьми
старших и подготовительных групп с целью формирован ия предпосылок учебной
деятельности, коррекции и развития познавательной , эмоциональной и волевой сфер (с
учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога -психолога
предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе
психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе
экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием
различных продуктов деятельно сти на основе воображения; этюдов, в том числе
психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими
выступают игровые технологии.

Страница 18

18

При отборе психологического инструментария ведущим является принцип
целостного воздействия на личность ребенка.
4. Психологическое консультирование .
Целью данного направления работы педагога -психолога является оптимизация
взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы
воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи
при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация
ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной
компетентности педагога -пс ихолога. Консультирование предполагает активную позицию
консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных
способов решения. При необходимости, педагог -психолог ориентирует консультируемого
на получение психологической помощи в службах города по теме запроса. Психолог может
инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского
сада. Она заключается в опосредованном характ ере консультирования, т.е. направленном
на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих
психологическую помощь. Ребенок -дошкольник в очень редких случаях выступает
инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой
причине психолог должен дифференцировать содержание запросов, с целью определения
возможности опосредованно решить трудности ребенка.
5. Психологическое просвещение .
Под психологическим просвещением понимается приобщение взросл ых
(воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной целью
психологического просвещения является создание условий для повышения
психологической компетенции педагогов и родителей и обеспечение их психологической
информацией по самому раз ному кругу вопросов.
В качестве тем для психологического просвещения могут выступать следующие:
«Адаптация ребенка к детскому саду», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность
детей к школе», «Особенности развития внимания в дошкольном возрасте», «Нов ый год в
кругу семьи» и другие. Тематическое содержание просветительской работы определяется
как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе педагога -психолога.
Психологическое просвещение может осуществляться посредством наглядных средств
(б рошюры, консультации для родителей, распечатки рекомендательных текстов,
развивающих игр и упражнений…) или посредством вербально -коммуникативных средств
(лекции, семинары, тренинги).





III. Организационный раздел
3.1 Оснащение кабинета педагога -психол ога

Страница 19

19

Кабинет педагога -психолога находится на 2 -м этаже в стороне от помещений
хозяйственного и бытового обслуживания, а также медицинского блок а. Родители имеют
свободный доступ к кабинету. Кабинет хорошо освещен и достаточно просторный для
проведения групповых занятий . Цветовое сочетание и общий фон неяркие и не
подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные, зеленые тона , что способствует
адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом. Кабинет имеет
несколько зон, которые соответст вуют основным направлениям работы педагога -
психолога.
Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располага ет к
доверительному общению. Представлена мягким и пуфами для консультируемого и для
психолога.
Зона коррекционно -развивающих занятий оснащена детскими столами для занятий,
детскими стульями , интерактивной доск ой и ноутбук ом .
Зона организационно -планирующей деятельности представлена письменным
столом, кресл ом, необходимыми материалам и и средствами для работы (канцтовары). Для
хранения н ормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф -
стеллаж.
Также имеются м етодические материалы для организации различных направлений
деятельности (диагностика, консультирование, коррекция, развитие, просвещение);
программное обеспе чение для организации коррекционно -развивающей работы.
Примерный перечень рабочего материала:
1. Практический материал для проведения психолого -педагогического
обследования. Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки
методик дл я индивидуального тестирования (Методика Н.Н. Павловой Л.Г. Руденко
«Экспресс -диагностика в детском саду», Метод фронтального изучения детей в
предшкольный период Г.Ф. Кумариной) .
2. Настольные, развивающие, дидактические игры: наборы карточек «Цвет. Форм а.
Величина.», «Эмоции», «Чувства и эмоции», Сортировщик «Найди на ощупь», камушки
марблс, Игра -пазл «Наши поступки», Игра -пазл «Составь эмоцию». Детские конструкторы,
Лото, настольная игра «Микадо», настольная игра «Грузовички». Игра со шнуровкой
«Собери бусы», «Кубики -логики», игры для развития сенсорики «Теремок» и пр.
3. Раздаточные материалы , цветные карандаши, краски, кисточки, альбомы.
3.2 Условия и материально -техническое обеспечение программы
Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет, срок реализации программы 1
год. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю в составе до 8 человек, индивидуальные
– в порядке очередности воспитанников. Продолжительность коррекционных занятий
зависит от возрастной группы и длится от 2 5 до 30 минут. Программ а реализуется в период
с сентября по май. Методы, используемые в программе: наглядно -действенный
(наблюдение, показ действий, иллюстраций, картинок и др.) , словесно -образный
(рассказывание сказок, сочинение историй и сказок, беседа и др.) , практический
(ри сование, игры настольные и подвижные, релаксация и др.) .
Перечень программ, технологий, пособий:

Страница 20

20

1. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс -диагностика в детском саду. – М.: Генезис,
2016.
2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -семицвети к».
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 -6 лет.
– Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
3. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -семицветик».
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития д етей 6 -7 лет.
– Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.

3.3 Циклограмма деятельности педагога -психолога (0,5 ставки)
День недели Время Содержание работы



Понедельник

(8.00 – 13.00)
8.00 - 8.50 Индивидуальные занятия (под готовительная группа
Звездочки »)
8.50 - 9.00 Организационно -методическая деятельность.
Подготовка к занятиям.
9.00 - 9.30 Коррекционно -развивающие занятия в группе
«Речецветик» (подготовительная группа)
9.40 - 10.05 Коррекционно -развивающие занятия в группе
«Речецветик » (старшая группа)
10.15 – 12.20 Индивидуальные занятия в под готовительной группе
«Звездочки »
12.20 – 13.00 Организационно -методическая деятельность.
Подготовка к занятиям.

Среда

(13.30 –19.00)
13.30 – 14.50 Консультирование педагогов
14.50 – 15.20 Оформление просветительской информации в группы
для родителей, рекомендации для педагогов
15.20 – 17.30 Индивидуальные занятия в группе «Речецветик»
17.30 – 19.00 Консультирование родителей по волнующим вопросам


Четверг

(8.00 – 15.30)
8.00 – 8.50 Индивидуальные занятия (подготовительная группа
Речецветик»)
8.50 – 9.00 Организационно -методическая деятельность.
Подготовка к занятиям.
9.00 – 9.30 Коррекционно -развивающие занятия в
подготовительной группе «Звездочки » I подгруппа
9.40 – 10.10 Коррекционно -развивающие занятия в
под готовительной группе «Звездочки » II подгруппа
10.20 – 12.20 Индивидуальные занятия в группе «Речецветик»

Страница 21

21

12.20 – 15.30 Организационно -методическая деятельность, работа с
документацией


3.4 Формы учета деятельности педагога -психолога

1. Перспективный план работы на год.
2. Журнал учета групповых форм работы.
3. Журнал учета индивидуальных занятий с детьми.
4. Журнал учета индивидуальной консультативной работы.
5. Журнал учета диагностических исследований.
6. Журнал учета просветительской работы, экспертной, организационно -методической
работы.
7. Согласие на проведение психолого -педагогического сопровождения педагогом -
психологом .



3.5 Перспективный план работы педагога -психолога на год

Направление
работы
Проводимые
мероприятия
Сроки
проведения
Ожидаемые
результаты
Психодиагностика Определение
личностных
особенностей ребенка,
уровня развития
коммуникативных
навыков,
познавательного
развития, оценка
состояния
эмоционально -волевой
сферы , оценка
готовности детей к
школе
В начале и в
конце учебного
года, а также по
мере
необходимости в
течение года,
оценка
готовности к
школе в середине
учебного года
Выявление
психологического
статуса
несовершеннолетнего ,
определение
дальнейшего
образовательного
маршрута
Психокоррекция Гру пповые
коррекционно -
развивающие занятия
по развитию
познавательной и
эмоционально -волевой
сфер
Еженедельно (1
раз в неделю в
каждой группе)
Развитие навыков
эффективной
коммуникации,
повышение
эмоционального
интеллекта,
содействие в
формировании
базовых ц енностей ,

Страница 22

22

готовность детей к
обучению в школе
Психокоррекция Индивидуальная
коррекционная работа
Еженедельно , в
порядке
очередности
детей и по
запросу
Положительная
динамика социально -
психологического
статуса
несовершеннолетних
Психологическое
консультир ование
Консультирование
родителей, педагогов,
воспитателей по
различным вопросам
психологического
содержания
В течение года,
по запросу
Помощь родителям в
воспитании и
обучении детей ,
просвещение
педагогов, повышение
их психологической
компетенции
Психопросвещение Разработка буклетов по
различным вопросам
психологического
содержания
1 раз в месяц, в
течение года
Помощь родителям в
воспитании и
обучении детей ,
просвещение
педагогов
Психопрофилактика Разработка буклетов,
обучение навыкам
саморегуляц ии
В течение года,
по мере
необходимости
Предупреждение
социально -
психологической
дезадаптации
несовершеннолетних ,
повышение
психологической
грамотности
родителей и педагогов
Психопрофилактика Проведение занятия
для педагогов по
профилактике
эмоциона льног о
выгорания «Время
отдохнуть », Акция
«Поделись добротой» -
создание игры для
другой группы, тренинг
для детей и родителей
«Наше единство »
Январь 2023 Создание
благоприятного
эмоционального
климата в детских и
взрослых
коллективах,
гармонизация детско -
родительских
отношений, снижение
психоэмоционального
напряжения у детей и
родителей
Методическая
работа
Планирование
деятельности,
подготовка к занятиям,
участие в методических
объединениях,
В течение года Повышение
эффективности
деятельности

Страница 23

23

самообразование по
нейропсихологии ,
Обработка результатов
групповых и
индивидуальных
диагностических
обследований, анализ и
оформление
психологических
заключений





















IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4.1 Краткая презентация Программы
Рабочая программа педагога -психолога частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 183 открытого акционерного общества «Российские железные

Страница 24

24

дороги» - является нормативным документом, определяющим содержание и организацию
деятельности в гр уппах
- общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет;
- компенсирующей направленности для детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи).
Настоящая рабочая программа базируется на основной образовательной программе
дошкольного о бразования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, а также Программе психолого -педагогических занятий для
дошкольников «Цветик -семицветик» от 5 до 7 лет под редакцией Н. Ю. Куражевой.
Программа включает в с ебя организацию психологического сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям: социально -коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие,
физическое развитие и обеспечивает единство воспит ательных, развивающих и обучающих
целей и задач образовательного процесса.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога -
психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержание деятельности в ДОУ
в работе с детьми от 5 до7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Рабочая программа реализуется на государственном языке РФ - русском.
Срок реализации 1 год














Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п Содержание изменений, дополнений Реквизиты документа

Страница 25

25