cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 183 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
детского сада № 183 ОАО «РЖД»
протокол № 1 от 31.08.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
зам.зав. по УВР
детский сад № 183 ОАО «РЖД»
приказ № 122/1 -ОП от 31.08.2022 г
зам.зав. по УВР__________ Н.Г.Воронина






Рабочая программа
студии обучению чтению
«АБВГДЕЙКА» (для детей 6-7 лет )
(дополнительные образовательные услуги, социально -педагогической
направленности)









Авторы -составители:
Ряскина Ольга Викторовна ,
воспитатель ;
Манаенко Светлана Владимировна ,
учитель -логопед







Барнаул , 202 2

Страница 2

2

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы 5
1.2. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
5
II. Содержательный раздел
2.1. Общие положения 7
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направленностью Программы
7
2.3. Взаимодействие с родителями семьями детей дошкольного возраста 8
III . Организационный раздел
3.1. Психолого -педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 10
3.2. Организация развивающей предметно -пространственной среды 11
3.3. Материально -техническое обеспечение Программы 11
3.4. Учебно -методическое обеспечение Программы 12
Лист дополнений и изменений 13
Приложение 1 Педагогическая диагностика 14
Приложение 2 Календарно -тематический план работы студии по
развитию речи и обучению чтению «АБВГДЕЙКА»
16











Страница 3

3

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования студии обучению чтению «АБВГДЕЙКА»
(для детей 6 -7 лет) (далее - программа) частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 183 » открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» (далее - ДОУ) разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273 -ФЗ
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 .07.2020 № 304 -ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг» от 15.09.2020 № 1441
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организа ции и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного
го сударственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648 -20»);
- «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности д ля человека факторов среды
обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685 -21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»);
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта» (зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 № 30384)
- Устава Детского сада № 183 ОАО «РЖД»
Программа является нормативно -управленческим документом, обосновывающим
выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации
образовательного процесса по дополнительной образовательной услуги студии обучению
чтению «АБВГДЕЙКА».
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих
с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть
родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет
вполне объективное основание: вн едряются стандарты школьного образования,
расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки,
интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если
дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным
письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к
самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение
навы ками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения
очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,
воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Обучение чтению, без сомнения, является
одним из г лавных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познав ательных
способностей детей. В 6 -7 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их
предметов. Именно в этом возрасте у детей проявл яется интерес к буквам, поэтому можно
начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей
дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению

Страница 4

4

навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мы шления и мелкой
моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество
перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей
речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает
словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам
начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок з рительно запоминает его
начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может
самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Поэтому создание дополнительной образовательной п рограммы об учения чтению
детей 6-7 лет в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей
является актуальным.

1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель - создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания
эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить ребенка выделять на слух зв ук из слова или слога (звуковой анализ слова).
2. Учить детей составлять предложения и небольшие рассказы со зрительной опорой.
3. Учить читать прямые и обратные слоги , слова, небольшие тексты с пониманием
смысловой нагрузки.
Развивающие:
1. Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров,
высказываний.
2. Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
3. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
2. Воспитывать культуру речи.
Возраст детей, участв ующих в реализации программы 6-7 лет.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов :
Принцип активности и сознательности – определяется через участие всего
коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по дополнительному образованию детей, что способствует
обеспечению высокой степени инициативы и творчества всех субъекто в образовательного
процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации образовательного
процесса . Принцип предполагает систематическую работу по воспитанию и обучению
дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьм и на разных
этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм,
методов и средств работы.

Страница 5

5

Принцип «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе новых
технологий в детском саду: все виды педагогических и оздоровитель ных воздействий
должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Принцип доступности и индивидуализации - коррекционная и оздоровительная работа
в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип системного подхо да – оздоровительная направленность образовательного
процесса достигается через комплекс избирательного вовлеченных компонентов
взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный р езультат -
оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем
П.К.Анохина).
Принцип оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в
процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не
только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организац ия образовательного
процесса.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода . Работа учитывает тесную связь
между медицинским персоналом и педагогическим коллективом ДОУ, а также отсутствие
строгой предметности.
Принцип развивающего подхода ( основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка.
Принцип полифункционального подхода , предусматривающий одновременное
решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
Принцип компетентностного подхода - умение соотносить свои интересы с
интересами окружающих.
Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса.
Индивидуальный подход : создание в творческом процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются
индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в
процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивной
творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить,
запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с раз ными
людьми и многое другое.

1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы
К концу года обуч ения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– узнавать и называть все буквы алфавита;
– определять место звука в слове, давать характеристику звуку;
– свободно пользоваться и составлять звуковые схемы слов;
– самостоятельно составлять предложение;
– членить простые предложения на слова;
– читать небольшие тексты с пониманием смысловой нагрузки.

Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентир оваться на листе;
– уметь печатать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, разных размеров
(большие и маленькие);

Страница 6

6

1.2. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
При реализации программы целесообразно проводить оценку индивидуального
развития детей . Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности п едагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования;
- оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг результативности программы проводится два раза в год, во все периоды
обучения, для выявления начального уровня умений и навыков, обучающихся по
программе и с целью освоения программы.
Для проверки результативности проводится диагн остика, результаты которой
позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований,
предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Примен яются диагностические методики:
- Экспресс -диагностика МЭДИС ( Аверина И.С., Щебланова Е.И)
- Методика «Копи рование звуков»
- Проводятся итоговые занятия с приглашением родителей.






















Страница 7

7

II. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Содержание программы определяется в соответствии с ее направленностью,
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности. Направленность программы –
социально -педагогическая
Рабочая программа дополнительного образования обеспечивает качество
содержания и компле ксный подход, соответствующий потребностям и интересам детей,
возможностям педагогического коллектива, социальному заказу родителей (законных
представителей).
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с социально -
педагогической направленнос тью Программы
Содержание программы дополнительного образования студии обучению чтению
«АБВГДЕЙКА» для детей дошкольного возраста разработано и обеспечено учебными
пособиями:
1. Н. Жукова «Букварь» пособие по обучению детей чтению, Москва «Эксмодетство»
2016 год.
2. Электронное приложение к букварю Горецкого .
Формы и режим занятий
Основной формой работы с детьми является занятие , продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей:
2 раз а в неделю (занятие №1 - ознакомительное, занятие №2 – закрепление,
пройденного материала) по 30 минут (1 академический час).
В за нятия включены физкультминутки, зрительные, артикуляционные, пальчиковые
гимнастики, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на
структурно -смысловые ча сти.
Данный курс рассч итан на 63 часа .
Структура курса одного года обучения.

Тема раздела Количество
часов.
1. «Поющие гномики» (буквы, обозначающие гласные звуки) 12
2. «Твердые и мягкие» (м, н, л, р) 8
3. «Всегда мягкие» (ч, щ, й) 6
4. «Одна буква два звука» (я, ю, е, ё) 8
5. «Парочки» (з -с, б -п, в -ф, д -т, г -к, ш -ж) 12
6. «Глухие» (х, ц) 4
7. «Буква есть, а звука нет» (ь, ъ) 2
8. «Давайте, поиграем!» 2
9. « Печатаем и читаем ». 1
10 . « Читаем сами» 7
11 . «Итоговое занятие» 1

Всего: час ов в год 63 .

Страница 8

8


Содержание педагогической работы по образовательным областям:

Социально -
коммуникативное
развитие
Речевое развитие Художественно -
эстетическое
развитие
Познавательное
развитие
- развитие общения
и взаимодействия
ребенка со
взрослыми и
сверстниками,
- формирование
готовности к
совместной
деятельности со
сверстниками,
- формирование
позитивных
установок к
различным видам
деятельности;

- обогащение
активного словаря;
- развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологич еской
речи;
- развитие речевого
творчества;
- развитие звуковой
и интонационной
культуры речи, -
знакомство с
книжной культурой,
детской
литературой,
- понимание на слух
текстов различных
жанров детской
литературы.
- развитие
предпосылок
ценностно -
смысл ового
восприятия и
понимания
произведений
словесного
искусства,
- становление
эстетического
отношения к
окружающему
миру;
-формирование
элементарных
представлений о
жанрах
художественной
литературы;
-формирование
умения
сопереживат ь
персонажам
произведений.
- развитие
любознательности и
познавательной
мотивации;
- развитие
воображения и
творческой
активности;

2.3. Взаимодействие с родителями
В основу совместной деятельности семьи и Д ОУ заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания и обучения ребёнка;
- открытость ДОУ для родит елей (законных представителей);
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родит елей (законных
представителей);
- уважение и д оброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Система взаимодействия с родителя ми (законными представителями):
- ознакомление родителей с результатами работы по программе ДОУ на общих
родительских собраниях (конференциях , меропр иятиях), проводимых внутри ДОУ;
- ознакомление родителей с содер жанием работы ДОУ по программе;
- участие в культурно -массовых мероприятиях ДОУ.




Страница 9

9


Перспективный план взаимодействия с родителями

Месяц Активные формы
работы
Наглядная
информация
Индивидуальная работа
Сентябрь Подписание
договоров
Объявление о начале
записи на занятия
студии
Консультации о целях
работы студии
«АБВГДЕЙКА»
Октябрь Еженедельные
информационные
листы «Буквы,
которые мы
изучили».
Индивидуальные
консультации по
текущим вопросам
Ноябрь Консультация «Как
производить
звуковой анализ
слова»

Индивидуальные
консультации по
текущим вопросам.
Декабрь Онлайн -посещение
родителями занятий.
Индивидуальные
консультации по
текущим вопросам.
Январь «Упражнения по
подготовке руки к
письму»
Знакомство с итогами
промежуточного
мониторинга обучения
детей чтению.
Февраль Посещение
администрацией
ДОУ занятий с
детьми.
Индивидуальные
консультации по
текущим вопросам.
Март Консультация:
«Учимся, играя»
(игры и упражнения
по звуковому анализу
слова)
Индивидуальные
консультации по
текущим вопросам.
Апрель Консультация: « 12
советов по обучению
чтению»

Май Открытое видео
занятие «Чему мы
научились» (для
родителей).






Страница 10

10

Ш. Организационный раздел
3.1. Психолого -педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей в соответствии с
направленностью программ, а именно: физического, речевого, художественно -
эстетического развития личности детей на фоне их эмоционального благополу чия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укре пление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечив ает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Психолого -педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопу стимость, как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социал ьную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них ви дах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физ ического и психического насилия.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей ,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности.
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национал ьно -культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья;

Страница 11

11

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
- развитие умен ия детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его ин дивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детс кого творчества, личностного, физического и художественно -
эстетического развития детей;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в о бразовательную деятельность.

3.2. Организация развивающей предметно -пространственной среды
Образовательное пространство в ДОУ предполагает специально созданные условия,
такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного де тства.
Развивающая предметно -пространственная среда (далее – РППС) - определенное
пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное
для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и
духовном развитии в целом. Современное понимание РППС включает в себя обеспечение
активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития
творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации развивающей предметно -пространственной
среды:
1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства ДОУ , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностям и каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности детей.
3. РППС должна обеспечивать: реализацию дополнительных образовательных программ;
учет возрастных особенностей детей.
4. РППС должна быть содержательно -насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Примерное содержание РППС
Це нтр «АБВГДЕЙКА» (самостоятельная работа с азбукой, рабочими листами )
магнитная маркерная доска, раздаточный материал для звуковых схем, азбука в картинках.
Учебно -методическая лит ература, дидактический материал

3.3. Материально -техническое обеспечение Программы
Занятия проходят в кабинете педагога -психолога.
Оснащение: детские с толы, стулья, ноутбук , интерактивная доска , магнитно - маркерная
доска , азбука в картинках, н абор букв крупного размера (10 см) , н абор магнитной азбуки.

3.4. У чебно -методическо е обеспечени е Программы
Дидактический материал
1. Картотека физкультминуток в стихах.
2. Картотека «Развитие речи» («Художественное слово», «Потешки», «Считалки»,
«Игры по развитию речи», «Пальчиковые игры», составитель Ряскина О.В.).

Страница 12

12

3. Сюжетные картинки «Мой дом» , «Калейдоскоп историй», «Времена года».
4. Игровое упражнени е «Делим слова на слоги».
5. Д/и «Слоги».
6. Рабочие листы «Я буду писать правильно», «Раскрась букву».
7. Раздаточный материал для составления звуковых схем.
8. Наборы букв.
9. Электронная программа по обучению чтению В.Г. Горецкого
Методическая литератур а
1. Жукова Н.С. «Букварь» / пособие по обучению детей чтению, Москва
«Эксмодетство» 2016 год.
2. Сниткина Г.И., Климанова Л.Ф., «Азбука для самых маленьких», Москва
«Родничок» 2000.
3. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Москва,
«Просвещение» 1991.
4. Методическое пособие «Грамота на математическом планшете»
5. Электронное приложение к букварю Горецкого.
























Страница 13

13

Лист дополнений и изменений
№п/п Причина внесения
изменений и
дополнений
(карантин, курсы,
б/лист)
Основание для
внесения
изменений и
дополнений
Дата
внесения
изменений
Подпись
Приказ от
«___»___________
20___г. №_____

















Страница 14

14

Приложение 1
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой
позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований,
предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы:
-беседа
-игровые задания
Приме няются диагностические методики:
- Экспресс -диагностика МЭДИС ( Аверина И.С., Щебланова Е.И)
-«Копирование звуков»
Методика "МЭДИС"
Цель: выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.
В начале года дается форма А, в конце - форма В.
ИНСТРУКЦИЯ:
Субтест 1
Пример А
Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду.
На картинках в этом ряду изображены: нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте
внимательно.
Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением
бот инка. (Пауза. Повторить). Вот так: сделайте это точно так, как я показываю. (Покажите
детям на доске, как они должны это делать.)
Пример В
Посмотрите на картинки в следующем ряду. Слушайте меня внимательно.
"3ачеpкните овал под картинкой с изображением я блока. (Пayза. Повторите). Вот так,
правильно!" Дайте проделать это каждому, пoмoгите детям, которым нужны
дополнительные объяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать.
С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени н а выполнение
каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к cлeдующему заданию только тогда,
когда все дети закончат предыдущие. Повторяйте название картинки в каждом ряду.
Форма А
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал с изображением нас екомого.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением ягоды.
Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал с изображением гриба
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал с изображением музыкального
инструмента.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал с изображением воздушного
транспорта.
Форма В
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал с изображение м перелётной
птицы.

Страница 15

15

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображ ением
общественного транспорта.
Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал с изо бражением машины на
гусеницах.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал с изо бражением того, кто
активен.
Посмотрите на следующее задание 5. Зачеркните крестиком овал с изображ ением
статуи.
Субтест 1
Норма 3-4 правильно решенных задач;
Высокий 5 заданий.

Показатели Средний уровень Высокий уровень
Словарный запас З-4 5



Копирование звуков.
1 балл – совершенное копирование количества звуков.
2 балла – допущены две ошибки.
3 балла – допущены три ошибки.
4 балла – допущено четыре или пять ошибок.
5 баллов – задание не выполнено.


Результаты проведения диагностики
руководителем студии «АБВГДЕЙКА»
Дата проведения ______ 201__ года
Ф.И.О. педагога Ряскина Ольга Викторовна
№ Ф.И. ребёнка 1 2 Баллы Уровень
1
2…


Страница 16

16

Приложение 2
Календарно -тематический план работы студии по развитию речи и обучению чтению
«АБВГДЕЙКА»

п/п
Тема Задачи Содержание
1. «Поющие
гномики»
Знакомить с буквой «А»,
обозначающей гласный
звук, по полнять активный
словарь.
1.Д/и «Пр ид ум ай сло во ,
начин ающе ес я со зв ука «А»
2. И/за дани е «Со ст авь
пре дло жение »
3. И/ упр ажнение «Пе чат аем
бо льшие и мален ьки е »
Электронное приложение
2. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - А»
3. «Поющие
гномики»
Знакомить с буквой «У»,
обозначающей гласный звук,
пополнять активный
словарь.
1.Д/и «Поймай звук «У»»
2.И/задание «Придумай слово
на «У» и сосчитай в нем слоги»
3. И/упражнение «Печатаем
большие и маленькие»
Электронное приложение
4. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - У»
5. «Поющие
гномики»
Знакомить с буквой «О»,
обозначающей гласный
звук, пополнять активный
словарь.
1.Д/и «Подбери предмет или
картинки на звук «О»»
2. И/задание «Составь рассказ о
предмете»
3. И/упражнение «Печатаем
большие и маленькие»
Электронное приложение
6. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - 0»
7. «Поющие
гномики»
Знакомить с буквой «И»,
обозначающей гласный звук,
пополнять активный
словарь.
1.Д/и «Отгадай загадку» (слово
вначале со звуком «И»)
2.И/задание «Составь
предложение с заданным
словом и сосчитай слова в нем»
3. И/упражнение «Печатаем
большие и маленькие»
Электронное приложение
8. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - И»
9. «Поющие
гномики»
Знакомить с буквой «Ы»,
обозначающей гласный звук,
пополнять активный
словарь.
1.Д/и «Определи место звука в
слове»
2.И/задание «Придумай сказку
о звуке «Ы»
3. И/упражнение «Печатаем
большие и маленькие»
Электронное приложе ние
10. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Ы»

Страница 17

17

11. «Поющие
гномики»




Знакомить с буквой «Э»,
обозначающей гласный звук,
пополнять активный словарь
1.И/упражнение «Поймай звук»
2.И/ задание «В каком по счету
слоге звук «Э»
3. И/упражнение «Печатаем
большие и маленькие»
12. «Поющие
гномики»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Ы»
13. «Твердые и
мягкие»
Знакомить с буквой «М»,
обозначающей согласный
звук, учить читать прямые и
обратные слоги с «М» и
изученными гласными.
1.Д/и «Твердый и мягкий»
(используются фишки синего и
зеленого цвета)
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем и
читаем слоги и слова» (образец
на магнитной доске)
Электронное приложение
14. «Твердые и
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - М»
15. «Твердые и
мягкие»
Знакомить с буквой «Н»,
обозначающей согласный
звук, учить читать прямые и
обратные слоги с «Н» и
изученными гласными.
1.Д/и «В каком слове твердый, в
каком - мягкий» (используются
фишки синего и зеленого цвета)
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем и
читаем слоги и слова»
Электронное приложение
16. «Твердые и
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Н»
17. «Твердые и
мягкие»
Знакомить с буквой «Л»,
обозначающей согласный
звук, учить читать прямые и
обратные слоги с «Л» и
изученными гласными.
1.Звуковой анализ слов «лом» и
«Нил».
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем и
читаем слоги и сло ва»
Электронное приложение
18. «Твердые и
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Н»
19. «Твердые и
мягкие»
Знакомить с буквой «Р»,
обозначающей согласный
звук, учить читать прямые и
обратные слоги с «Р» и
изученными гласными.
1.Звуковой анализ слов «Рим»,
«лира».
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем и
читаем слоги и слова»
Электронное приложение
20. «Твердые и
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Р»
21. «Всегда
мягкие»
Знакомить с буквой «Ч»,
обозначающей мягкий
согласный звук, учить читать
прямые и обратные слоги с
1.Д/и «Составь слова из
знакомых букв»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»

Страница 18

18

«Ч» и изученными
гласными, составлять слова.
3.И/упражнение «Печатаем и
чит аем слоги, слова»
Электронное приложение
22. «Всегда
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Ч»
23. «Всегда
мягкие»
Знакомить с буквой «Щ»,
обозначающей мягкий
согласный звук, учить читать
прямые и обратные слоги с
«Щ» и изученными
гласными.
1.Д/и «Придумай слово на звук
«Щ» и составь предложение.
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем
слоги»
Электронное приложение
24. «Всегда
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Щ»
25. «Всегда
мягкие»
Знакомить с буквой «Й»,
обозначающей мягкий
согласный звук, учить читать
прямые и обратные слоги с
«Й» и изученными
гласными.
1.Д/и «Найди место звука «Й» в
слове»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем и
читаем слоги и слова»
Электронное приложение
26. «Всегда
мягкие»
Закрепление, пройденного
материала.
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Й»
27. «Одна буква,
два звука»
Знакомить с буквой «Е».
Формировать знания о том,
что йотированные гласные
могут обозначать 1 или 2
звука в зависимости от
положения в слове (начало,
середина, конец)
1.Д/и «Сколько звуков
обозначает буква?»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем
слоги»
Электронное приложение
28. «Одна буква,
два звука»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Е»
29. «Одна буква,
два звука»
Знакомить с буквой «Ё».
Формировать знания о том,
что йотированные гласные
могут обозначать 1 или 2
звука в зависимости от
положения в слове (начало,
середина, конец)
1.Д/и «Подбери предмет или
картинку со звуком «Ё» в
начале, середине или конце»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем
слоги»
Электронное приложение
30. «Одна буква,
два звука»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Ё»

Страница 19

19

31. «Одна буква,
два звука»
Знакомить с буквой «Ю».
Формировать знания о том,
что йотированные гласные
могут обозначать 1 или 2
звука в зависимости от
положения в слове (начало,
середина, конец)
1.Звуковой анализ слова - юла.
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем
слоги»
Электронное приложение
32. «Одна буква,
два звука»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Ю»
33. «Одна буква,
два звука»
Знакомить с буквой «Я».
Формировать знания о том,
что йотированные гласные
могут обозначать 1 или 2
звука в зависимости от
положения в слове (начало,
середина, конец)
1.Чтение и анализ
стихотворения:
-Всем на свете буква Я
-Доложить готова:
-Я не только буква Я:
-Буква, слог и слово!
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Печатаем
слоги»
Электронное приложение
34. «Одна буква,
два звука»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а - Я»
35. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «З - С»,
обозначающими парные
согласные.
Учить определять звонкость
и глухость звука, читать
слоги и слова с изученными
буквами.
1.Д/и «Звонкие и глухие»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3. И/упражнение «Печатаем
слоги» (по образцу)
Электронное приложение
36. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – З-С»
37. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «Б -
П», обозначающими парные
согласные.
Учить определять звонкость
и глухость звука.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1.Д/и «Придумай слово со
звуком «Б» или «П» и раздели
на слоги»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3. И/упражнение «Печатаем
слоги» (по образцу)
Электронное приложение
38. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – Б-П»
39. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «В -
Ф», обозначающими парные
согласные.
1.Чтение чистоговорок
Со звуками «В – Ф»
картотека «Развитие речи».

Страница 20

20

Учить определять звонкость
и глухость звука.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3.И/упражнение «Выкладываем
слоги – «Математический
планшет» (по образцу)
Электронное приложение
40. «Парочки:
звонкие и
глухие
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – В-Ф»
41. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «Д -
Т», обозначающими парные
согласные.
Учить определять звонкость
и глухость звука.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1. Д/и «Придумай слова на
звуки «Д - Т» и придумай
предложение»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги »
Электронное приложение
42. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – Д-Т»
43. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «Г -
К», обозначающими парные
согласные.
Учить определять звонкость
и глухость звука.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1.Звуковой анализ слов «Гол»,
«Кол»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3. И/упражнение «Выполни
задание»
Электронное приложение
44. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – Г-К»
45. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Знакомить с буквами «Ж -
Ш», обозначающими парные
согласные.
Учить определять звонкость
и глухость звука.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1.И/задание «Придумай слово
на звуки «Ж» или «Ш» и
составь предложение»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3. И/упражнение «Выполни!»
Электронное приложение

46. «Парочки:
звонкие и
глухие»
Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б уквы – Ж -Ш»
47. «Глухие» Знакомить с буквой «Х»,
обозначающей глухой звук.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1.И/задание «Звуковой анализ
слова»
2.И/задание «Прочитай слоги»
3. И/упражнение «Поиграем»
Электронное приложение
48. «Глухие» Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а – Х»

Страница 21

21

49. «Глухие» Знакомить с буквой «Ц»,
обозначающей глухой звук.
Учить читать слоги и слова с
изученными буквами.
1.И/задание «Звуковой анализ
слова»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги»
3. И/упражнение «Поиграем»
(рабочий лист)
Электронное приложе ние
50. «Глухие» Закрепление, пройденного
материала
Рабо чий ли ст:
«Б укв а – Ц»
51. «Есть буква,
нет звука»
Знакомить с буквами «Ь» и
«Ъ» знак. Объяснять
значение данных букв в
разных положениях в словах.
Упражнять в звуковом
анализе слов. Закреплять
пройденный материал.
1.И/задание «Звуковой анализ
слова»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги и слова в 1 слог»
3. И/упражнение «Печатаем
слова» (по образцу)
Электронное приложение
52. «Есть буква,
нет звука»
Знакомить с буквами «Ь» и
«Ъ» знак. Объяснять
значение данных букв в
разных положениях в словах.
Упражнять в звуковом
анализе слов. Закреплять
пройденный материал.
1.И/задание «Звуковой анализ
слова»
2.И/задание «Прочитай – ка
слоги и слова в 1 слог»
3. И/упражнение «Печатаем
слова» (по образцу)
Элект ронное приложение
53. «Давайте,
поиграем!»






Закреплять умение
производить звуковой
анализ слова.
Закреплять умение делить
слова на слоги.
Закреплять умение
печатать буквы,
Читать слова и
предложения.
И/упр. «Подбери схему к
слову».
И/задание «Сколько слогов в
слове?»
И/задание «Разложи слова от
длинного до короткого»
И/задание «Я опишу, а ты
напечатай».
И/упр. «Прочитай слоги и
придумай слово».
54. «Давайте,
поиграем!»






Закреплять умение
производить звуковой
анализ слова.
Закреплять умение делить
слова на слоги.
Закреплять умение
печатать буквы,
Читать слова и
предложения.
И/упр. «Подбери схему к
слову».
И/задание «Сколько слогов в
слове?»
И/задание «Разложи слова от
длинного до короткого»
И/задание «Я опишу, а ты
напечатай».
И/упр. «Прочитай слоги и
придумай слово».

Страница 22

22

55. «Печатаем и
читаем»


Закреплять умение
производить звуковой
анализ слова.
Закреплять умение делить
слова на слоги.
Закреплять умение
печатать буквы.
1.Д/и «Произведи звуковой
анализ слова»
2.И/задание «Какое слово
придумал Буратино?» (по
заданному слогу)
3. И/упражнение «Прочитай -ка
слоги и маленькие слова»
4. И/задание «Напечатай сам!»
56. «Читаем сами»

Произведение звукового
анализа слова, чтение
предложений. Составление
простых предложений и их
схем.
1.Д/и «Произведи звуковой
анализ слова»
2.И/задание «Придумай
предложение».
3. И/упражнение «Прочитай -
ка!»
57. «Читаем сами»

Составление предложений
по заданной схеме. Чтение
рассказов из 3 -4
предложений .
1.Д/и «Составь предложение по
схеме».
2.И/задание «Читаем сами и
пересказываем»
58. «Читаем сами»

Учить секретам
сочинительства (подбора
рифм).
Чтение небольших
стихотворений, загадок,
объяснение смысла
прочитанного.
1.Словесная игра «Подскажи
словечко».
2.Д/и «Рифмочки»
3. И/упражнение «Прочти
загадку и отгадай»
4.И/задание «Прочти и
объясни» (потешки, стихи).
59. «Читаем сами»

Знакомство с
вопросительным и
восклицательным знаками.
Чтение небольших
рассказов, интонационной
выразительностью.
1.Беседа: «Чудесные знаки»
2.Д/и «Прочти с правильной
интонацией»
3.И/упражнение «Поставь знак
правильно».

60. «Читаем сами»

Знакомство детей с
понятиями слова –
предметы, слова – признаки
предметов, слова - действия.
Чтение небольших текстов и
нахождение данных слов в
тексте.
1.Д/и «Что обозначает слово?»
(предмет, признак предмета,
действие).2. И/задание «Прочти
текст».
3.И/упражнение «Придумай
предложение к схеме».

Страница 23

23

61. «Читаем сами»

Знакомство детей с
понятиями слова –
предметы, слова – признаки
предметов, слова - действия.
Чтение небольших текстов и
нахождение данных слов в
тексте.
1.Д/и «Что обозначает слово?»
(предмет, признак предмета,
действие).2. И/задание «Прочти
текст».
3.И/упражнение «Придумай
предложение к схеме».

62. «Читаем сами»

Чтение небольших текстов и
их пересказ.
Произведение звукового
анализа слов, анализа
предложений.
Печатание по образцу, под
диктовку.
1.Д/и «Придумай предложение
и составь его схему».
2. «Прочитай рассказ и
ответь на вопросы».
3. «Напечатай слово,
предложение».

63. «Итоговое
занятие»



Всего 63 занятия.