cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Аннотация адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования

Адаптированная основная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Пр иказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
- Постановление Главного государс твенного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
№26 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН
2.4.1.3049 -13);
- Лицензия на образовательную деятельность;
- Уста в частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18 3
открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Программа определяет содержание и организацию корекционно -
образовательногопроцесса в разновозрастной группе для детей с тяже лыми нарушениями
речи (ОНР) в условиях детского сада № 183 ОАО «РЖД » с детьми от 5 до 7 лет.
Программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всестороннее
(физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое и худо жественно -
эстетическое) развитие, коррекцию нарушений развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от тяжести дефекта; раскрытие потенциальных
возможностей каждого ребенка чер ез осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и
формирование уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным
возможностям детей с общим недоразвитием речи модели образовательного процесса,
основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа
единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ
дошкольно го и начального общего образования; обеспечение психолого -педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОНР.
ЦельПрограммы - проектирование социальной ситуации развития, осуществление
коррекционно -развивающей деятельности и развивающей предметно -пространственной
среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности ребенка с ограниченными возможно стями здоровья (далее – дети с
ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжѐлыми нарушениями речи
(ОНР) .
Реали зация данной цели предполагает:

Страница 2

- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у
детей с общим недоразвитием речи;
- осуществление своевременного и полноценного личностного развития;
- обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания
образования;
- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- предупреждение возможных труднос тей в усвоении программы начального
образования, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.
Реализация задач коррекционно -развивающей работы, обозначенных в каждом
разделе Программы, возможна лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и
образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя -логопеда,
педагога -психолога, инструктора по физической культуре, музыкальн ого руководител я)
ДОУ и родителей.
Особенность построения образовательного процесса в группе для детей с ОНР
заключается в создании структурно -функциональной модели, спроектированной на
основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов,
ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками соц иальными,
здоровьесберегающими, коммуникативн ыми, деятельностными, информационными
компетенциями.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которы х у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,
Чиркина Г. В.).
В группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими ОНР,
коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его я вляет ся
выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью
детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем -логопедом. Кроме того,
все специалисты под руководством учителя -логопеда занимаются коррекционно -
развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним
проц ессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
осуществляют мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим,
социально -коммуникативны м, познавательным, речевым, художественно -эстетическим
развитием детей.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка с ОНР к концу д ошкольного образования.
Программой предусмотрена система мониторинга д инамики развития детей с ОНР,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оце нкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты индивидуального развития ребенка.
Содержание коррекционной образовательной деяте льности обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи ;
осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической по мощи
детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей; возможность освоения детьми с нарушениями речи
Программы и их интеграции в ДОУ.
Основная задача коррекционно -педагогической работы: создание условий для
всестороннего развития ребенка с ОНР в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.

Страница 3

Все направления коррекционно -образовательной рабо ты с детьми с ОНР тесно
взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволя ет комплексно решать
конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает логопедическую работу и работу по пяти
образовательным областям, определ енным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют
обеспечить коррекционно -образовательную работу с дошкольниками с нарушениями речи
комплексно и многоаспектно.
Содержание коррекционно -развивающей работы в образовательных областях
сгруппировано по разделам, котор ые являются сквозными на весь период дошкольного
образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
Эффективность коррекционного обучения определ яется четкой организацией детей
в период пребывания их в учреждении, правильным ра спреде лением нагрузки в течение
дня, координацией и преемственностью в работе учителя -логопеда и воспитателей.
В ходе образовательной деятельности детей воспитатель, музыкальный
руководитель и инструктор по физической культуре решают образовательные задачи,
предусмотренные содержанием Программы: формируют у детей необходимый и, в тоже
время, доступный их пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной
области в разных видах деятельности, ис пользуя разнообразные формы работы занятия,
режимные моменты, игры, прогулки, экскурсии и т.д., решают к оррекционные задачи,
закрепляют полученные ребенком речевые навыки.
Реализация содержания образовательных областей основана на принципе
тематического пл анирования образовательной деятельности. П ланирование учитывает
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность. Тематический подход позволяет оптимально вводить
региональные особенности, учитыв ать специфику ДО У и образовательные потребности
участников образовательных отношений. Содержание темы отражается в подборе
материалов для центров детской активности в возрастных группах.
Развивающая предметно -пространственная среда ДОУ соответствует требов аниям
ФГОС ДО и санитарно -эпидемиологическим требов аниям. Правильно организованная
РППС в группе и кабинет е учителя -логопеда создает возможности для успешного
устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет
ребенку проявл ять свои способности не только на занятиях, но в самостоятельной
деятельности; стимулирует развитие творческих способност ей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способствует всестороннему гармонич ному развитию личности.
ДОУ располагает учебно -методической лите ратурой по всем образовательным
областям развития детей дошкольного возраста: физическому, социально -
коммуникативному, познавательному, речевому, художес твенно -эстетическому развитию
в соответ ствии с требованиями ФГОС.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования является
актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает современные подходы к
развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста
Краткая презентация программы знакомит родителей с особенностями
коррекционно -развивающей работы в логопедической группе, способствует психолого -
педагогическому просвещению.