cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4.1. Краткая презентация Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №183 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» (далее – Программа) для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее
недоразвитие речи)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 17.10.2013 № 1155 (с изм. и доп. от 21.01.2019 г., 08.11.2022 г.) , и федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения
России от 24.11.2022 № 1022.
Программа со ставлена с учетом нормативно -правовы х документ ов :
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - Закон №273 -ФЗ)
• Федеральный закон от 24 .09. 2022 г. N 371 -Ф3 «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовани и в Российской Федерации » и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации »
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовател ьной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» ;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 01.12. 2022 г. N 1048 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной дея тельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 373 »
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022г. № 955 «О
внесение изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихс я с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
• СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановл ением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021
г. № 2;
• СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного
государст венного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 .
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 183 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Организация)
осуществляет свою образовательную, правовую, хоз яйственную деятельность на основе
законодательных нормативных документов:
- Устав Организации
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности

Страница 2

Программа определяет содержание и организацию коррекционно -образовательного
процесса в группах ко мпенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи ( общее недоразвитие речи ) в условиях детского сада № 183 ОАО
«РЖД » с детьми от 5 до 7 лет.
Программа направлена на:
- коррекци ю недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, н ации,
языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педаг огическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно -нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в ин тересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Цель Программы - обеспечение усло вий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между лю дьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и общес тве духовно -нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно -нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Реализация задач коррекционно -развивающей ра боты, обозначенных в каждом
разделе Программы, возможна лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и
образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя -логопеда,
педагога -психолога, инструктора по физической культуре, музыкальн ого руководител я)
ДОУ и родителей.

Страница 3

Особенность построения образовательного процесса в группе для детей с ОНР
заключается в создании структурно -функциональной модели, спроектированной на
основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подх одов,
ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками соц иальными,
здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными
компетенциями.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные реч евые расстройства, при которы х у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,
Чиркина Г. В.).
В группе компенсирующей нап равленности с детьми, имеющими ОНР,
коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его я вляется
выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью
детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем -ло гопедом. Кроме того,
все специалисты под руководством учителя -логопеда занимаются коррекционно -
развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним
проц ессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической куль туре
осуществляют мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим,
социально -коммуникативным, познавательным, речевым, художественно -эстетическим
развитием детей.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольно го образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Программой предусмотрена система мониторинга д инамики развития детей с ОНР,
динамики их образовательных достижений, основанная на ме тоде наблюдения и
включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты индивидуального развития ребенка.
Содержание коррекционной образовательн ой деяте льности обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической по мощи
детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и
инд ивидуальных возможностей; возможность освоения детьми с нарушениями речи
Программы и их интеграции в ДОУ.
Основная задача коррекционно -педагогической работы: создание условий для
всестороннего развития ребенка с ОНР в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.
Все направления коррекционно -образовательной работы с детьми с ОНР тесно
взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволя ет комплексно решать
конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает логопедическую работу и работу по пяти
образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют
обеспечить коррекционно -образовательную работу с дошкольниками с нарушениями речи
комплексно и многоаспектно.
Со держание коррекционно -развивающей работы в образовательных областях
сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного
образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
Эффективность коррекционного обуч ения определ яется четкой организацией детей
в период пребывания их в учреждении, правильным ра спределением нагрузки в течение
дня, координацией и преемственностью в работе учителя -логопеда и воспитателей.

Страница 4

В ходе образовательной деятельности детей воспитатель, музыкальный
руководитель и инструктор по физической культуре решают образовательные задачи,
предусмотренные содержанием Программы: формируют у детей необходимый и, в тоже
время, доступный их пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной
области в разных видах деятельности, используя разнообразные формы работы занятия,
режимные моменты, игры, прогулки, экскурсии и т.д., решают к оррекционные задачи,
закрепляют полученные ребенком речевые навыки.
Реализация содержания образовательных областей основана на принципе
тематического планирования образовательной деятельности. П ланирование учитывает
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная дея тельность. Тематический подход позволяет оптимально вводить
региональные особенности, учитывать специфику ДО У и образовательные потребности
участников образовательных отношений. Содержание темы отражается в подборе
материалов для центров детской активности в возрастных группах.
Развивающая предметно -пространственная среда ДОУ соответствует требованиям
ФГОС ДО и санитарно -эпидемиологическим требов аниям. Правильно организованная
РППС в группе и кабинет е учителя -логопеда создает возможности для успешного
устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет
ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но в самостоятельной
деятельности; стимулирует развитие творческих способност ей, самостоятельности,
иници ативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
ДОУ располагает учебно -методической лите ратурой по всем образовательным
областям развития детей дошкольного возраста: физичес кому, социально -
коммуникативному, познавательному, речевому, художес твенно -эстетическому развитию
в соответствии с требованиями ФГОС.
АОП ДО рассчитана на пребывание ребенка в группе компенсирующей
направленности с пятилетнего или шестилетнего возраста для де тей с общим
недоразвитием речи .
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации –
русском.