Семинар-практикум по организации игровой деятельности

На базовой площадке кафедры ДНОО прошел семинар - практикум по организации игровой деятельности

Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте». В игре ребенок живет, познает, обучается. Вместе с тем, место игры, как самостоятельной творческой деятельности детей до сих пор не определено в современной образовательной практике.     По мнению воспитателей, у детей нет мотивации к сюжетно-ролевым играм, они протекают вяло, неинтересно, без динамики в развитии сюжета. Очевидно, что такая игра не формирует у детей опыт бытовой и межличностной социализации.

Преподаватели кафедры видят проблему не столько в игровой инертности современного ребенка, сколько в недостаточном профессионализме педагогов при организации и руководстве детской игрой. Для решения проблемы возникла идея проведения Большого фестиваля детской игры (БФДИ) как формы организации масштабной, региональной методической практики.

На базе обособленного подразделения детского сада №183 ОАО «РЖД» был проведен трехдневный обучающий семинар - практикум по организации игровой деятельности с детьми 3-7 лет, подготовленный заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе Н.Г Ворониной совместно с кафедрой ДНОО.

Педагоги продемонстрировали высокий профессионализм и творчество в разработке сценарных планов, подготовке дидактического материала, создании игровых ситуаций, выборе форм и приемов вовлечения детей в игры, организации развивающих игровых центров.

Дети подготовительной группы, перед началом игры в школу самостоятельно провели «игровой сговор», установили правила поведения, выбрали учителя, коллективно обсуждали возникающие в ходе игры проблемы: «Что делают учителя в учительской на перемене? Можно ли учителю пить чай, когда дети идут в буфет? Как называть учителя Лену - по имени или отчеству?». Радовала увлеченность детей игрой, интересные предложения, высказанные по ходу развития сюжета, идеи по организации игры «в другой раз». Придумали организовать библиотеку, спортивный зал, кружок по рисованию и «играть еще интереснее».

Перед детьми старшей группы педагог поставила задачу: построить город по не завершенному проекту. Дети самостоятельно обсудили проект, составили план работы «кто, что будет делать», объединились в пары, «чтобы помогать друг другу». По ходу игры возникали идеи по строительству объектов, не внесенных в проект: мост через реку, остановочные павильоны, технопарк. Решили не строить высокие здания, «чтобы не развалились во время землетрясения». При строительстве использовали более семи видов крупного лего конструктора и строительного материала. Город заселили «людьми». Интересным был момент выбора транспорта, который будет ездить по дорогам: дети первым назвали «поезд» и уже потом «разные машины», демонстрируя принадлежность к корпорации РЖД уже в детском саду. Город назвали Мирный, нарисовали баннер и с помощью воспитателя разместили на центральной стене. Коллективная творческая деятельность, по отзывам педагогов, очень сдружила детей. Интерес к игре сохранялся на протяжение нескольких дней. Дети перестраивали город, добавляли и придумывали новые постройки.

На музыкальном занятии дети средней группы играли в «высокие и низкие» звуки, проводили небольшие театральные практикумы, обсуждали проблемные ситуации: «Как правильно пройти на свое место, если место рядом уже занято зрителями, нужно ли в антракте покупать мороженое, почему не надо есть конфеты во время представления, как благодарить актеров за игру?». С помощью лэпбука показали для гостей музыкально-театрализованную сказку «Теремок».

Целью дидактической игры по финансовой грамотности «В магазин за покупками» было научить детей планировать покупки, экономно расходовать деньги. С помощью дидактических карт каждый участник составил список необходимых продуктов, бытовой химии, кормов для домашних животных. Воспитатель выдала «деньги» и подчеркнула, что их должно хватить на продукты, список которых они сами составили. Привлекательно оформленный дидактический материал увлек детей и они, забыв об установленных правилах, до верха нагрузили свои корзины. При расчете на кассе выяснилось, что денег не хватает потому, что сделаны лишние покупки. Дети неохотно возвращали на полки товар, пытались объяснить, «что они забыли запланировать покупку, им очень нужно купить, просили дать им еще денег». Педагог предложила обсудить проблему «Почему не хватило денег на покупки?». Результатом обсуждения стали высказывания детей: «Хотели купить всего много», «Забыли про список», «Купили много конфет, можно покупать меньше». При повторной игре, выбирая товар, сравнивали со списком-карточкой, и спокойно говорили «Ладно, куплю в другой раз».

Проект по финансовой грамотности реализуется в ДОО недавно, но педагог продемонстрировала эффективные игровые методы и приемы, направленные на развитие опыта бытовой социализации дошкольников.

Музыкально-хороводные игры в группе раннего возраста настолько «захватили» малышей, что активно водили хороводы и исполняли потешки даже дети, находящиеся на адаптации.

Психологические игры на различение и определение эмоциональных состояний человека (педагог-психолог), речевые игры со звуковыми ковриками (учитель-дефектолог), спортивные и подвижные игры (инструктор по физической культуре) демонстрировали не только игровые умения детей, но и успешный опыт работы специалистов.

В детском саду создана мобильная, содержательно-насыщенная, доступная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку выбор игр и дидактического материала для полной реализации игровых замыслов.

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и специалистов, продемонстрированный на семинаре, дает объективные основания для определения дошкольной организации как одной из открытых образовательных площадок при проведении Фестиваля большой детской игры. Теоретическую, аналитическую и рефлексивную часть семинара обеспечивала О.Р. Меремьянина, заведующий кафедрой ДНОО.

Материал подготовила О.Р. Меремьянина

Фотоматериалы подготовлены Н.Г. Ворониной, И.В. Прозоровой

Ссылка публикации на сайте краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

http://iro22.ru/allnews/17526-spetsialisty-airo-provodyat-bolshoj-festival-detskoj-igry.html